Тема 2
Коучинг для роста и устойчивости бизнеса
Метод проекта IRIS
В рамках проекта IRIS партнерами был разработан новый метод коучинга, который может применяться для ускорения роста и более длительной устойчивости бизнеса в приоритетных целевых группах, с которыми работают бизнес-инкубаторы (стартапы и молодые малые и средние предприятия).
Перед началом обсуждения партнеры проекта пришли к общему заключению, что коучинг, по сравнению с менторством и консультированием, является более эффективным инструментом, когда речь идет о само-менеджменте, о достижении состояния управления и контроля над ситуацией.
Новый метод, разработанный в рамках проекта IRIS, коротко может быть выражен в следующей последовательности действий, которые проходит Клиент (представитель стартапа, предприятия) под руководством Коуча (представителя бизнес-инкубатора):
ФОРМУЛИРУЕМ ДИЛЕММУ – АНАЛИЗ ДИЛЕММЫ – ДЕЙСТВУЕМ
-
ЭТАП 1 - ФОРМУЛИРУЕМ ДИЛЕММУ (или затруднительное положение): добиваемся, чтобы Клиент описал дилемму или проблему в форме утверждения.
-
ЭТАП 2 - АНАЛИЗ: используем для анализа дилеммы факты, а не допущения или предположения. Цель – добиться, чтобы Клиент не оправдывался и не перечислял причины создавшейся ситуации, а слушал и отвечал на Ваши вопросы для уточнения дилеммы.
-
ЭТАП 3 - ДЕЙСТВИЕ: определяем «первый шаг», который ведет к желаемым результатам, и устанавливаем срок для выполнения этого шага.
МОДЕЛЬ «ФОРМУЛИРУЕМ ДИЛЕММУ – АНАЛИЗ ДИЛЕММЫ – ДЕЙСТВУЕМ»
- выясняем отношение клиента к ситуации
|
Во время семинара партнеры совместно вывели для себя две дилеммы, которые должен решить для себя человек, который хочет попробовать себя в роли коуча:
1. Вы должны избегать решать проблему за Клиента. Как только Вы решаете проблему других людей, Вы приводите ситуацию к тому, что они теряют контроль над ситуацией, или оказываются в позиции жертвы обстоятельств. Клиент должен прийти к решению проблемы и решить ее сам.
2. Никогда как бизнес-коуч не берите на себя ответственность за то, что у Клиента не получилось достичь цели. Вы должны вернуть всю ответственность за сделанные или не сделанные действия Клиенту.
Чтобы получить больше информации по теме коучинга для роста и устойчивости бизнеса, проект IRIS рекомендует книгу “The Skilled Facilitator” и “The Trusted Advisor”.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ
ЭТАП 1 - ФОРМУЛИРУЕМ ДИЛЕММУ
Цель: Получить от Клиента описание дилеммы или проблемы в форме утверждения: «Ситуация Х такова».
Слушайте и задавайте вопросы, которые проясняют текущую ситуацию.
• Как бы Вы описали ситуацию сегодня? (Используйте открытые вопросы - Что? Как? Почему? – чтобы заставить Клиента думать и быть более точным в описании ситуации.
• Можете ли Вы что-то сделать?
• Как Вы считаете, как другие люди (участники, свидетели этой ситуации) описали бы ее?
После этого повторите Клиенту его первоначальное утверждение - «Ситуация Х - такова». Верно ли это утверждение? Дайте Клиенту подумать над ответом на этот вопрос. «Копайте глубже», т.е. попытайтесь сформулировать более точное утверждение о текущей дилемме. Повторите это утверждение Клиенту, чтобы вместе поправить его и сделать еще более точным.
ЭТАП 2 - АНАЛИЗ
Цель: использовать факты для анализа, не перечислять оправдания, почему такая ситуация сложилась. Слушаем и задаем вопросы Клиенту для прояснения дилеммы. Чем больше Клиент проявляет ответственности за изменение ситуации, тем большую силу он имеет для ее изменения.
• По каким признакам/фактам Вы заметили, что эта проблема наметилась?
• По каким признакам/фактам эта проблема стала заметной, очевидной?
• Как это конкретно отражалось на Вас?
• Какие чувства Вы испытывали, когда эта проблема возникла?
• Какие последствия это создаст?
• Почему это случится?
• Кто ответственен за это?
• Почему Вы так думаете?
• На что Вы можете повлиять?
• Какая часть этого – очевидно Ваша ответственность?
• Представим, если бы этой проблемы не было, какой бы тогда была ситуация? Что бы Вы тогда делали?
• Какие положительные эффекты Вы бы тогда увидели?
• Что же мешает Вам получить желаемое?
• Если бы у Вас был полный контроль над ситуацией, как бы Вы ее решили?
ЭТАП 3 - ДЕЙСТВИЕ
Цель: Определить первый возможный шаг, который ведет к желаемым результатам и определить срок для его выполнения. Важно четко определить, КОГДА, ГДЕ и КАК будет сделан этот шаг. Он должен быть простым и доступным, чтобы создать импульс и последующую инерцию движения.
• Как это будет выглядеть, если все будет идти, как Вы желаете?
• Что Вам необходимо сделать, чтобы достичь этого?
• Какой первый возможный шаг на пути к этому?
• Когда Вы его сделаете?
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ
Определите дату и время для следующей встречи (связи) с Клиентом, получения рефлексии о сделанной работе и выработки следующего шага. Когда Клиент озвучивает свой опыт первого шага коучу, это создает у него позитивное чувство, что он «находится на правильном пути», и это дает ему энергию для дальнейших шагов.
Веб-сайт http://www.witeno.de/iris/de/home содержит рекомендации по применению проверенных лучших практик поддержки инноваций и предпринимательства, используемых партнерами проекта, которые могут быть также применены в работе других бизнес-инкубаторов и организаций схожей деятельности.